Генералитет    
российской императорской армии и флота    
 
 

Список не генеральских чинов,
ошибочно упоминаемых в составе генералитета российской императорской армии и флота

 

Составитель Александр Подмазо

 

    В справочные издания по различным (объективным и субъективным) причинам попадают ошибочные сведения о людях в генеральских чинах, которые, как выясняется при проверке, таковыми не являются. Информация из справочников тиражируется в научной и научно-популярной литературе, а также в Интернете. Встречаются и факты намеренной фальсификации. Целью составления данного списка является информирование о не генеральских чинах, ошибочно упоминаемых в составе генералитета российской императорской армии и флота. В список также включены штаб-офицеры, занимавшие генеральские должности, и имевшие звание зауряд-генерал-майоров, которых ошибочно считают генеральскими чинами. Список не является окончательным и будет дополняться по мере выявления не генеральских чинов.

    В список не включены штаб-офицеры, занимавшие должности, имеющие в названии дефиниции «генерал», такие как: генерал-квартирмейстер, генерал-кригс-комиссар, генерал-интендант, генерал-провиантмейстер, генерал-гевальдигер, генерал-вагенмейстер, генерал-аудитор, генерал-штаб-доктор, дежурный генерал. Также в список не включены штаб-офицеры, имевшие до 1796 г. звания генерал-адъютантов.

       Адеркас Фридрих-Вильгельм-Карл  (19.06.1767 – 16.03.1843) – ошибочно помещен в [Слов.Ген-1/33], хотя был профессором военных наук Дерптского университета и окончил службу в чине коллежского советника.

       Алалыкин Александр Александрович  (1769 – ?) – в [Слов.1812/294] (автор статьи А.М.Горшман) сказано, что «в 1813-1814 гг. находился при осаде Данцига и за отличие произведен в генерал-майоры». Ошибка повторена в [Слов.Ген-1/39] и в [Выс.Чин-1/30] с уточнением, что генерал-майор с 1814 г. На самом деле, будучи коллежским советником Гофинтендантской конторы, в 1812-1814 гг. командовал 10-й дружиной (затем 4-й бригадой) Санкт-Петербургского ополчения. За отличия в войне был представлен к чину генерал-майора, но в 1814 г. вернулся к прежнему месту службы с производством в статские советники.

       Артемьев Григорий Алексеевич  (1790 – 1876) – на Даниловском кладбище в Москве находится семейная могильная плита Артемьевых, на которой в числе прочих указано: «Здесь покоится прах участника Бородинского сражения кавалера высших орденов Российской империи генерала от артиллерии графа Григория Алексеевича Артемьева». На могиле размещен портрет с изображением генерал-адъютанта с множеством российских и иностранных орденов, среди которых звезда и крест ордена Св.Георгия 2-го кл.
 
 Увеличить. Click to increase  Увеличить. Click to increase  Увеличить. Click to increase  Увеличить. Click to increase
 
На самом деле в роду Артемьевых не было людей с графским титулом, генерала от артиллерии Артемьева никогда не существовало и среди 250 кавалеров 2-го кл. ордена Св.Георгия (за всё время существования ордена) Артемьев не значится. Эпитафия и портрет являются выдумкой людей, захотевших иметь «героического предка».

       Аршеневский Илья Яковлевич  (1755 – 1820) – ошибочно помещен в [Слов.Ген-1/81], хотя на военной службе дослужился до чина обер-кригс-комиссара, что соответствовало рангу полковника армии.

       Барков Гавриил (Гаврила) Михайлович  (? – 03.07.1795) – в [РБС-2/508-509] ошибочно указан генерал-майором, в [Выс.Чин-1/133] уточняется, что генерал-майор с 1780 г. На самом деле, будучи отставным полковником, в 1783 г. был принят на гражданскую службу поручиком (т.е. заместителем) правителя Смоленского наместничества, в 1784 г. произведен в статские советники, в коем чине и умер.

       Беляев Владимир Тимофеевич  (12.01.1872 – ?) – в [Слов.Ген-1/139] указано, что в 1917 г. генерал-майор и командир 2-й особой артиллерийской бригады. На самом деле В.Т.Беляев окончил службу полковником, а командиром 2-й особой артиллерийской бригады был Беляев Михаил Николаевич.

       Бензенгр Александр Васильевич  (30.07.1868 – ?) – в [Слов.Ген-1/142-143] указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле в 1918 г. был полковником, а чин генерал-майора получил, находясь в рядах Добровольческой армии в годы Гражданской войны.

       Бибиков Александр Александрович  (07.01.1765 – 20.07.1822) – ошибочно помещен в [Слов.Ген-1/154], т.к. в 1812 г., будучи начальником Санкт-Петербургского ополчения, имел чин тайного советника. За отличия в 1812-1813 гг. ему пожаловано право ношения генеральского мундира.

       Бухгольц Ефрем Иванович  (? – 1807) – в [Слов.Ген-1/217] (без отчества) ошибочно указано, что генерал-майор с 1804 г. На самом деле, будучи полковником и шефом Сибирского драгунского полка, он был 12 августа 1807 г. исключен из списков умершим от болезни [СПВ-67/1807].

       Ваксмут Андрей Михайлович  (08.01.1864 – 24.05.1934) – ошибочно помещен в [Слов.Ген-1/225], т.к. 14 декабря 1914 г., будучи полковником в отставке, был назначен на генеральскую должность в Государственное ополчение с переименованием в зауряд-генерал-майоры (в генерал-майоры не производился). В [Выс.Чин-1/320] ошибоно указан генерал-майором с 1914 г.

       Вержболович Семён Фомич  (24.05.1856 – ?) – 5 октября 1914 г., будучи полковником в отставке, был назначен на генеральскую должность в Государственное ополчение с переименованием в зауряд-генерал-майоры (в генерал-майоры не производился). 4 мая 1917 г. снят с должности с переименованием в полковники.

       Видовский Аркадий Карлович  (20.09.1858 – ?.07.1910) – в [Слов.Ген-1/258] ошибочно указано, что генерал-майор с 1910 г. Ошибка повторена в [Выс.Чин-1/375]. На самом деле, будучи полковником и казанским уездным воинским начальником, был 16 июля 1910 г. исключен из списков умершим [РИ-155/1910].

       Гагарин Фёдор Сергеевич  (23.12.1757 – 17.04.1794) – князь, в [Долг-1/243], [Выс.Чин-1/460] и других изданиях ошибочно указан генерал-майором. На самом деле, будучи полковником и командиром батальона Сибирского гренадерского полка, 17 апреля 1794 г. был убит во время восстания в Варшаве.

       Гейден Дмитрий Фёдорович  (06.07.1862 – 23.05.1926) – граф, в [Слов.Ген-1/258] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле, будучи полковником, в 1918 г. назначен исполняющим должность генерала для поручений при начальнике снабжений Добровольческой армии.

       Голеевский Ерм Николаевич  (01.04.1857 – ?) – 5 октября 1914 г., будучи полковником в отставке, был назначен на генеральскую должность в Государственное ополчение с переименованием в зауряд-генерал-майоры (в генерал-майоры не производился). 15 февраля 1915 г. снят с должности с переименованием в полковники.

       Греков Гаврила Васильевич  (1768 – 1830) – в Военной галерее в Зимнем дворце до начала XX века находилась пустая рама с подписью «Г.В.Грековъ 8й, Г[енералъ] М[аiоръ]», пока ее не заменили на портрет генерал-майора С.Г.Волконского. Инспекторский департамент Главного штаба долгое время разыскивал генерал-майора Г.В.Грекова 8-го, чтобы поместить его портрет в галерею, но найти так и не смог, поскольку Г.В.Греков окончил службу в чине полковника. Ошибка, допущенная чиновниками Главного штаба, состояла в том, что Высочайшее разрешение на написание в галерею было получено в отношении генерал-майора Войска Донского Грекова 8-го. Во время Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. этот номер носил генерал-майор Греков Пётр Матвеевич, но при перенумерации после войны донских офицеров и генералов этот номер получил полковник Г.В.Греков (П.М.Греков к этому времени уже умер).

       Давыдов Лев Георгиевич  (03.09.1875 – ?) – в [Слов.Ген-1/422] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле, будучи полковником, участвовал в Гражданской войне в составе Западной армии.

       Казанцев Иван Алексеевич  (1770 – 23.06.1820) – умер в чине капитана 1-го ранга (биография в [ОМС-4/1-3]). В [Слов.1812/412-413] А.М.Горшман выдумал производство Казанцева 30 августа 1814 г. в капитан-командоры. Ошибка повторена в [Слов.Ген-1/598] и других изданиях.

       Кантакузин Николай Егорович  (1767 – 1816) – князь, в [Слов.1812/416] (автор статьи А.М.Горшман) ошибочно указано, что с 17 апреля 1812 г. генерал-майор и начальник Сводно-гренадерской дивиии. Ошибка повторена в [Слов.Ген-1/612]. На самом деле ни один Кантакузин в 1812 г. в генералы не производился, начальником Сводно-гренадерской дивизии 1-й Западной армии с 23 марта 1812 г. был генерал-майор Бахметьев Николай Николаевич [СПВ-25/1812], а 1-й бригадой в этой дивизии с 31 мая 1812 г. командовал полковник князь Кантакузин Григорий Матвеевич [СПВ-48/1812], убитый 26 августа 1812 г. при Бородино.

       Карлсон Карл-Рейнгольд-Георг Карлович  (07.10.1874 – 1945) – в [Слов.Ген-1/618-619] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле, будучи полковником, в 1918 г. добровольно вступил в РККА.

       Клокачёв Дмитрий Модестович  (11.05.1891 – 07.01.1970) – ошибочно помещен в [Слов.Ген-1/653], т.к. закончил службу в чине штаб-капитана.

       Коневидов Пётр Антонович  (29.12.1724 – 09.12.1786) – вице-адмирал, ошибочно указан в [Саитов/66] вместо вице-адмирала Костливцова Петра Антоновича (см.: [СПб.некрополь-2/493]).

       Костальцов Пётр Антонович  (29.12.1724 – 09.12.1786) – вице-адмирал, ошибочно указан в [Саитов/68] вместо вице-адмирала Костливцова Петра Антоновича (см.: [СПб.некрополь-2/493]).

       Кутузов Иван Степанович  (1770 – 06.10.1813) – умер в чине полковника, 13 декабря 1814 г. исключен из списков убитым в сражении [СПВ-21/1815]. В [Слов.1812/442] (автор статьи А.М.Горшман) сказано, что «18 июня 1813 г. произведен в генерал-майоры с назначением командиром 1-й бригады 22-й пехотной дивизии и оставлением шефом Выборгского полка. Сражался под Дрезденом и Лейпцигом, где был тяжело ранен картечью в грудь, от раны скончался в госпитале». В том же издании [Российский архив. Т.VII. М.: студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996, с.184-187] были опубликованы документы под общим заголовком «Об установлении места погребения бригаднаго командира 22-й пехотной дивизии генерал-майора Ивана Степановича Кутузова, умершаго от ран полученных в сражении под Лейпцигом 6-го октября 1813 г.». Как оказалось впоследствии, эти «архивные документы» были сочинены А.М.Горшманом для подтверждения производства Кутузова в генералы. С подробным разбором этой фальсификации можно ознакомиться во 2-м номере журнала «Отечественные архивы» за 2003 г. [Подмазо А.А. Осторожно – фальшивка! (Как полковника И.С.Кутузова произвели в генерал-майоры спустя два столетия после смерти) // Отечественные архивы. М., 2003, №2, с.122-124] или в сборнике малоярославецкой конференции [Подмазо А.А. Осторожно – фальшивка (Документы «Об установлении места погребения… генерал-майора Ивана Степановича Кутузова…») // Отечественная война 1812 года и российская провинция. События. Люди. Памятники. / К 190-летию Отечественной войны 1812 года. Материалы X и XI научных конференций. Малоярославец, 2003, с.206-211].

       Леонтьев Михаил Евгеньевич  (28.10.1881 – 06.02.1942) – в [Слов.Ген-2/40] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле, будучи полковником, в 1918 г. мобилизован в РККА, чин генерал-майора получил в 1919 г. после перехода в Вооружённые силы Юга России.

       Матвеев Алексей Семёнович  (1796 – 17.01.1847) – генерал-майор, ошибочно указан в [Слов.Ген-2/118] вместо генерал-майора Матвеева Алексея Парамоновича (см.: [Слов.Ген-2/118] и [Выс.Чин-3/59]).

       Мордвинов Николай Михайлович  (01.05.1768 – 01.04.1844) – в [Слов.Ген-2/169] ошибочно указано, что генерал-майор с 1813 г. Ошибка повторена в [Выс.Чин-3/141] (без указания даты производста). На самом деле вышел в отставку и, будучи полковником, проживал в своем имении в Порховском уезде Псковской губерии, а в генерал-майоры в 1813 г. был произведен Мордвинов Дмитрий Михайлович.

       Мышецкий Иван Семёнович  (1765 – ?) – в [Слов.1812/485-486] (автор статьи А.М.Горшман) указано, что отставной генерал-майор И.С.Мышецкий «25 июля 1812 г. вступил в Петербургское ополчение и был назначен начальником 13-й дружины ополчения». На самом деле И.С.Мышецкий закончил войну подполковником, а командиром 13-й дружины Санкт-Петербургского ополчения был генерал-майор Мышецкий Евграф Дмитриевич.

       Николаев Владимир Николаевич  (04.06.1873 – 22.01.1942) – в [Слов.Ген-2/212] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. и, будучи начальником конских заводов Киевского военного округа, был уволен в отставку с производством в генерал-лейтенанты. Ошибка повторена в [Выс.Чин-3/219] с указанием, что произведен в генерал-майоры 18 февраля 1917 г. На самом деле, будучи полковником, после Революции эммигрировал во Францию, где и умер, а в генерал-майоры 18 февраля 1917 г. был произведен Николаев Григорий Владимирович.

       Пипин (Пепин) Андрей Михайлович  (04.07.1862 – ?) – 17 ноября 1914 г., будучи полковником в отставке, был назначен на генеральскую должность в Государственное ополчение с переименованием в зауряд-генерал-майоры (в генерал-майоры не производился). 30 мая 1915 г. снят с должности с переименованием в полковники.

       Рябинин Александр Александрович  (11.05.1878 – 10.03.1942) – в [Слов.Ген-2/439] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле, будучи полковником, 18 апреля 1919 г. мобилизован в РККА.

       Склодовский Виталий Каэтанович  (27.04.1875 – 16.03.1918) – в [Слов.Ген-2/497] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле, будучи полковником, 16 марта 1918 г. был убит у ст. Великокняжеской.

       Слинко Лаврентий Владимирович  (06.02.1871 – ?) – 17 ноября 1914 г., будучи полковником в отставке, был назначен на генеральскую должность в Государственное ополчение с переименованием в зауряд-генерал-майоры (в генерал-майоры не производился). 8 марта 1915 г. снят с должности с переименованием в полковники.

       Спокойский-Францевич (Спокойский-Фронцевич) Донат Леонович  (07.04.1858 – ?) – 5 октября 1914 г., будучи полковником в отставке, был назначен на генеральскую должность в Государственное ополчение с переименованием в зауряд-генерал-майоры (в генерал-майоры не производился). 4 мая 1917 г. снят с должности с переименованием в полковники.

       Энгель (Энкель) Оскар (Оскар-Пауль) Карлович  (18.02.1878 – 1960) – в [Слов.Ген-2/799] ошибочно указано, что генерал-майор с 1917 г. На самом деле, будучи полковником, 27 мая 1919 г. был зачислен в Финскую армию, где дослужился до генерал-лейтенанта.

       Якубовский Михаил Ильич  (10.03.1860 – 31.10.1930) – ошибочно помещен в [Слов.Ген-2/821] и указано, что «главный инженер-строитель (генерал-лейтенант инженерно-строительной части) с 1907 г.». В [Выс.Чин-3/634] указано, что генерал-майор с 1892 г. и генерал-лейтенант с 1907 г. На самом деле чин главного инженер-строителя Корпуса инженеров морской строительной части соответствовал рангу полковника армии.